Лондон — Эдинбург — Лондон

Второй раз! Первый был четыре года назад, и он стал моим первым супербреветом, второй прошёл в этом году, и он будет моим последним — во всяком случае, на ближайшие годы.

Сразу после финиша ЛЭЛ в 2013 году я понял, что хочу приехать ещё раз: очень уж здорово всё организовано, маршрут прекрасный, участники со всего мира. К тому же первое прохождение было смазано недостаточной подготовленностью, второй раз должен получиться лучше! ЛЭЛ очень популярен среди веломарафонцев, попасть на него непросто из-за высокого конкурса, поэтому, когда в 2015 году подвернулась возможность приобрести недорого гарантированное место, я не преминул ею воспользоваться.

Однако чем ближе становилось лето 2017 года, тем больше я сомневался. По ряду причин и поводов нормально подготовиться не получилось, я даже не набрал приличного объёма на велосипеде. Стоит ли замахиваться на 1400 км, если за весь сезон набрал меньше тысячи? Я успокоился только после того, как мы с приятелем прокатились вокруг Новосибирского водохранилища: это 440 км в один присест, причём на горном велосипеде, и хотя рельефа нет, зато половина пути — дороги без твёрдого покрытия. Всё прошло хорошо, и я уверился, что и ЛЭЛ как-нибудь осилю.

И вот мы в аэропорту Гатвик. В прошлый раз мы путешествовали вдвоём с Ксюшей, в этот раз она осталась в России с маленькой Лизой, а компанию мне составили Игорь и Лена из велоклуба «Новосибирск-марафон», и подруга Игоря Юля. 

— Какова цель вашего визита?
— Мы будем кататься на велосипеде.
— Добро пожаловать в Соединённое королевство!

До старта

Регистрация участников проходила в Лоутоне, мы приехали с утра, к самому началу, но всё равно оказались в очереди после тех, кто приехал ещё раньше. Получили стартовые пакеты и покупки (наконец-то у меня есть arm warmers, или рукава, если по-русски), сдали вещи для заброски на промежуточные КП. К выбору мест для заброски я в этот раз подошёл основательно, нарисовал дистанцию, посчитал расстояния. Получилось так:
— В первый день прохожу 340 км до Поклингтона, этот этап относительно длинный, но плоский, и включает почти сто абсолютно плоских километров.
— Во второй день прохожу всего 215 км до Брамптона, но тут уже холмы, среди которых самый высокий — Йад Мосс, вполне настоящий перевал.
— Третий день — прокатиться до Эдинбурга и обратно, 305 км, первая половина из которых не очень холмистая, а вторая — очень.
— Четвёртый и пятый дни — как второй и первый, только в обратную сторону.

План выглядел разумным, сбалансированным и вполне реализуемым. На плоской части планирую пройти за день побольше, на сложных — поменьше.  Третий день чуть-чуть выбивается, его бы попроще сделать, но деваться некуда, Брамптон — самый северный КП, который работает в обе стороны.

— Я читал, жидкости в мешки нельзя складывать. А гели можно? — я решил в этот раз не брать батончики и ограничиться гелями, зато их набрал с таким расчётом, чтобы у меня было не меньше порции на каждом этапе. Всю гору тюбиков возить с собой не хотелось.
— Они же жидкие? Значит, нельзя! — волонтёр хитро улыбнулся, — но вообще-то вы первый, кто спросил.
— Ну и?

Парень всё с той же хитрой улыбкой пожал плечами. Я решил не развязывать снова тот мешок, в который уже сложил гели, но не стал складывать их во второй мешок.

Впервые увидел тандемный трайк.

Всё, завтра старт. Я настраивался ехать в своём излюбленном стиле: минимум спорта, максимум удовольствия. На оба КП уехали мягкие шорты и горы сменной одежды, а с собой у меня были шлёпанцы. Я планировал высыпаться, фотографировать, общаться — словом, потратить всё оплаченное время с пользой. Ещё была голубая мечта проехать так, чтобы избежать ночной езды и увидеть при свете дня мост Хамбер, но я понимал, что для этого придётся поднапрячься.

День 1: Лоутон — Поклингтон

Старт нашей группы L был назначен на 9:15. Я приехал в Лоутон заранее и ещё раз позавтракал. Подъехали Игорь и Лена. Пора выходить, и вот мы проходим контроль, выстраиваемся перед барьером, волонтёр произносит очень короткое напутствие (в прошлый раз было основательнее) — поехали! Путешествие длиной в 1441 километр началось!

Селфи у стартового барьера.

Первый этап до Сент-Айвса длиной 100 км мы мчались. Свежие ноги, эмоциональный подъём, хорошая погода и попутный ветер — всё сложилось так, что думать об экономии сил не хотелось. Скоро мы начали догонять людей из группы K, стартовавшей на 15 минут раньше нас. На одном из спусков не вписываюсь в крутой левый поворот, выхожу на встречную полосу, а там машина. Успел вспомнить, где лежит страховой полис, оттормозился на краю дороги, водитель тоже не оплошал, обошлось без происшествия. Нехорошо получилось, надо быть осторожнее.

В Сент-Айвсе я плотно поел: всё-таки завтрак был лёгким, и за четыре часа в седле я проголодался. Ещё немного холмов, и вот мы на равнине Линкольншира, дорога идёт вдоль канала, рельефа нет совсем. Попутный ветер помогал, и хотя после трапезы на КП крутить педали не хотелось, средняя скорость оставалась высокой.

Линкольншир. 90 км идеальной равнины.

Посередине равнинной части был расположен КП в Спалдинге. Парковка для наших велосипедов была устроена на краю поля, на котором играли в какую-то игру вроде лапты или бейсбола. Светило яркое солнце, дул прохладный ветерок. Идиллия.

Дозаправка, сборы, едем дальше. Вскоре равнина кончилась — теперь впереди холмы, холмы и холмы, пока мы не вернёмся сюда на обратном пути через тысячу километров. Перед следующим КП, в Лауте, мы залезли на один особенно крутой, с градиентом больше 10%. Безлесье тоже кончилось.

Тащу поезд в Лаут. Пассажиры веселятся.

По плану первая ночёвка была в Поклингтоне, туда я приехал в третьем часу ночи. До рассвета ещё уйма времени, я принял душ, переоделся в чистое, поужинал и лёг спать.

Итого в первый день я проехал 341 км за 13:33 ходового времени. Общее время составило 17:08 — три с половиной часа я провёл на КП.

День 2: Поклингтон — Брамптон

Погода с утра была хорошей, я выспался, но завтрак не лез в горло, и я поехал, толком не поев. Горло немного саднило где-то в глубине — причину я так и не понял, но похожая штука была у меня на прошлом ЛЭЛ и других супербреветах. Подозреваю, в горле получается какая-то царапина из-за того, что я глотаю при неестественном положении шеи.

Веломобиль о четырёх колёсах. Догнать можно только на подъёме.

Первый этап этого дня — до Тёрска — был длиной 66 км, но за 15 км до его конца организаторы разместили «точку дозаправки»: необязательный мини-КП, где не нужно было отмечаться, но можно было поесть и отдохнуть. Мы с приятелем, Дейвом из Уэльса, решили заглянуть, и это оказалось очень своевременным решением: в этом месте варили настоящий кофе и угощали кексами и тортами. После дозаправки мы воспрянули духом, оставшаяся часть до Тёрска пролетела незаметно.

Въезжаем в Ховингем.

После Тёрска дорога понемногу пошла в гору: мы приближались к Пеннинским горам. В Уорлтоне мы пересекли реку Тис, этакую черту, за которой эти горы начались всерьёз. Последняя остановка в Барнард Касле, и начался подъём на перевал. Дейв из Уэльса остался отдыхать на КП, второй день его сильно вымотал.

Река Тис.

По мере того, как мы продвигались всё дальше на север, становилось всё холоднее, да и в целом погода выглядела неустойчивой: иногда начинало накрапывать, а один раз мы даже попали под довольно сильный дождик, который, правда, не успел нас сильно намочить. Когда я поехал на перевал, стало так холодно, что я очень порадовался, что у меня с собой есть тёплые непродуваемые перчатки, наколенники и велобахилы. Пока я забираюсь наверх, это всё не нужно, но перед спуском пригодится.

Когда стало видно вершину, я остановился, уселся на ограждение дороги и надел всё, что у меня было с собой. Начался спуск, скорость доходила до 45-50 км/ч. Не успел я оглянуться, как был уже в Алстоне, городке у подножия перевала, где организаторы разместили ещё одну «точку дозаправки». Некоторое время я колебался, но в итоге решил здесь не останавливаться и ехать прямиком в Брамптон, на вторую ночёвку.

Душ, ужин, спальня. Времени на сон вдоволь. Во второй день я проехал 220 км за 10 часов ходового времени. Общее время составило 13:15 — на КП я потратил три с небольшим часа.

День 3: Брамптон — Эдинбург — Брамптон

На улице было темно, прохладно и сыро, но дождя не было. Прогнозы сулили осадки и ветер, стоило поторапливаться. Есть снова не хотелось, я ограничился тарелкой хлопьев, залитых молоком, и отправился в путь. На рассвете я доехал до границы Англии и Шотландии. Этап до Моффата был умеренно холмистым, поэтому даже в вялом утреннем состоянии я ехал довольно бодро. Организм проснулся и потребовал завтрака — как раз вовремя, когда я добрался до КП.

Знак в Великобритании, рядом с которым все фотографируются.

Последний этап перед Эдинбургом имел своеобразный рельеф: в самом начале его был длинный затяжной подъём, а потом всю дорогу до Эдинбурга — сплошной спуск, лишь изредка нарушаемый короткими и невысокими подъёмчиками. Последние километры мы проехали по велодорожке — и ура! Эдинбург! В дальнюю точку пути я добрался после полудня, на три часа позже, чем в прошлый раз.

Ритуальное омовение в душе, приветы друзьям и родным, обед, и я выдвигаюсь в обратный путь. Вообще-то Эдинбург — это ещё не середина пути, а чуть меньше, но я уже повернул к дому, а значит, теперь каждый оборот педалей будет приближать меня к финишу, а не отдалять от него.

Какое-то время навстречу попадались те, кто вот-вот приедет в Эдинбург, но потом наши дороги разошлись: сюда мы приехали из Моффата, а теперь ехали в Иннерлитен, и впереди нас ждали несколько очень высоких и крутых холмов, которых мы не видели на пути сюда. Ко мне прибился какой-то парень из Индии, имени которого я не запомнил; его велосипед в движении издавал какие-то пугающие звуки. Мы поднялись на холм и увидели жуткую чёрную тучу, идущую на Эдинбург. Из тучи лилась вода.

— Смотри, какие мы везучие! Ехали бы на час позже, попали бы вот под это.
— Да уж, повезло!

Шутки шутками, а пока что мне действительно везло: несмотря на обещания организаторов и прогнозов, ни разу я не промок, дело ограничивалось лёгкой моросью, от которой одежда становилась в худшем случае едва влажной.

Но скоро везению пришёл конец. Мы забирались вверх по ущелью между высокими холмами, когда пошёл дождь. Вначале он был похож на предыдущие моросящие дождики, и я не стал надевать ни длинные перчатки, ни бахилы. Когда дождь перешёл в ливень, было уже поздно, я вымок и начал мёрзнуть. Встречный холодный ветер усиливал эффект. Какое счастье, подумал я, что этот этап такой короткий, всего 43 км, и как же я надеюсь согреться на КП.

Ливень оказался сильным, но недолгим. Когда я доехал до Иннерлитена, капать уже перестало, а пока я полдничал, выглянуло солнце. Для полного счастья я подсушил носки и велошорты под сушилкой для рук в туалете, вещи остались немного влажными, но всё же носить их стало намного приятнее.

Следующий короткий этап я проехал в компании с Грэмом из Лидса. Несмотря на место жительства, Грэм говорил без характерного акцента, и понимать его было намного проще, чем Дейва. Мы болтали обо всём подряд.

— А знаешь ли ты, как правильно произносится Eskdalemuir?
— Честно говоря, нет. Эти северные имена часто читаются так, что не угадаешь. На самом деле, это слово состоит из трёх: esk, dale и muir, просто у местных традиция их склеивать. Последнее слово должно читаться как-то вроде «миэ» или «мёэ», но я не уверен.

Когда мы добрались до этого места, первым делом я спросил у волонтёров, как его правильно называть.

— Эск-дейл-мюэ! — сказали мне, и добавили: — Zdravstvujte!

Мы договорились с Грэмом, что поедем дальше вместе. Мне нужно было собрать вещи, а ему — набрать воду в бутылки. Я немного повозился со своими вещами, а когда вышел на парковку, Грэма там не увидел. Наверное, он меня не дождался, надо догонять!

Скоро я понял, что ошибся: Грэм явно не мог удрать так далеко. Но останавливаться не хотелось. Погода, казалось, налаживалась, надо добраться до Брамптона и лечь спать.

До новых встреч, Шотландия!

Где-то во второй половине этапа меня догнал небольшой поезд англичан. Они были не против взять меня на борт, и я домчался до Брамптона с комфортом. В сумерках проскочили знак «Добро пожаловать в Англию» — решил не останавливаться, чтобы не терять темп.

Снова душ, ужин и спальня. В третий день я проехал 307 км за 14:33 ходового времени. Общее время составило 19 часов — значит, на КП я потратил четыре с половиной часа, больше, чем в предыдущие дни, но и самих КП в этот раз было больше, и рельеф был пересечённым.

День 4: Брамптон — Лаут

Как обычно, аппетита с утра не было, но на этот раз очень удачно вскоре после старта меня ждала «точка дозаправки» в Алстоне. «Вскоре» на деле обернулось двумя часами, довольно долгими. В Алстоне я позавтракал и поехал на перевал, дело спорилось, я обогнал несколько человек. Вот и вершина, а дальше спуск — сорок километров отдыха. Встречный ветер немного портил впечатление, но всё равно катиться с горы было легко и приятно, и добавлялось ощущение, что всё самое сложное осталось позади.

Виды с перевала.

В Барнард Касле я пообедал и отправился дальше на юг. Следующие два этапа — до Тёрска и Поклингтона — не запомнились ничем примечательным: погода оставалась неустойчивой, было прохладно, иногда шёл дождь. Я ехал и думал, что делать. В Поклингтон я приеду ещё до заката, у меня накопится запас в четыре с небольшим часа. Ложиться спать как-то несвоевременно: и рановато, и поспать нормально не получится, либо придётся залезать в минус, чего делать не хочется. С другой стороны, этап от Поклингтона до Лаута — очень длинный, почти сто километров, и ехать их придётся в темноте. Скорость явно будет так себе, к тому же у меня батарейки плохие, фары светят еле-еле. Но зато можно накопить ещё пару часов времени, и в Лауте тогда поспать нормально.

В Ховингеме хорошая погода.

К Поклингтону я решился: надо ехать дальше. Душ, чистая одежда, ужин, отправляюсь. До моста Хамбер компанию мне составил какой-то парень из этих мест: имени его я не запомнил, зато на подходах к мосту он провёл меня короткой дорогой в обход развязки. После моста он остановился, его там ждал приятель, а я поехал дальше.

И тут пошёл дождь.

Вначале он был таким же моросящим, как и многие разы до того. Потом усилился и перешёл в ливень. Впереди ещё были десятки километров пути, на дороге не было ни души, кроме меня, и небо вокруг было тёмным. Дождь временами ослабевал, то только для того, чтобы снова усилиться. Настал один из тех моментов, когда задумываешься, той ли дорогой идёшь.

Позади замелькали фары: меня догоняла небольшая группа, я видел их у моста. Я немного сбавил темп, а когда они со мной поравнялись, прибавил скорости.

— Ребята, скажите мне, какого чёрта мы делаем?
— Ох, не спрашивай! Скажи лучше, сколько нам ещё ехать.
— Километров тридцать.
— Проклятье…

В компании невзгоды переносятся легче, и с разговорами время потекло быстрее. Дорога была жутковатой: почему-то нам не попадались ни деревни, ни автомобили. Мы ехали под дождём километр за километром и соревновались в чёрном юморе. Было страшно подумать, что случится, если кто-то из нас, например, пробьёт колесо.

Нам всё-таки попался однажды какой-то городок. Там была автобусная остановка, и она была полна велосипедистов, которые пережидали дождь. Не сговариваясь, мы проехали мимо: мы уже мокрые с ног до головы и мёрзнем даже на ходу, нам нужно ехать до конца, выбора нет. Каждый подъём мы встречали с радостью: он давал возможность поработать и накопить немного тепла, которое так быстро уходило на спусках.

Мокрый кошмар длился целую вечность, но всё же закончился. Мы приехали в Лаут. Горячий душ (не представляю, что бы мы делали без него), ужин, можно поспать. Места в спальнях распределяла улыбчивая девушка-волонтёр.

— Сколько планируете спать?

Я на мгновение задумался. Запас времени был небольшим, и тратить его весь не хотелось, нужно оставить в резерве хотя бы час-полтора.

— Разбудите меня через два часа!

Я разделся и завернулся в одеяло, сон пришёл мгновенно. В четвёртый день я проехал 316 км за 17 часов ходового времени, полное время составило 21:25 — снова четыре с половиной часа на КП, всё стабильно. Дождь сильно замедлил меня на последнем этапе, средняя скорость составила всего 15,6 км/ч, и я почти не добавил времени к запасу, но даже такой скорости должно хватить, чтобы при наихудшем сценарии (если дождь продлится весь следующий день) уложиться в лимит времени.

День 5: Лаут — Лоутон

— Доброе утро! Как спалось? — мне снова встретилась та девушка-волонтёр, которая заведовала спальными местами.
— Моя лучшая ночь за всю поездку!

Я чувствовал себя выспавшимся и бодрым, ничего не болело, а до финиша осталось меньше трёхсот километров, из которых сотня — по равнине. Проклятый дождь кончился. Правда, на сегодня обещали сильный ветер, который кое-где будет встречным, но уж к этому я был готов с самого начала.

Вскоре после того, как я выехал на следующий этап, меня догнал дуэт из двух англичан, Джонатана и Эндрю. Эти энергичные ребята тащили группу, к которой я прицепился, но вскоре понял, что темп вполне приемлемый, и начал выходить на смены. На английских дорогах нет маркеров расстояния, поэтому смены происходили, когда локомотивам надоедало ехать впереди, либо кому-то из пассажиров надоедало отдыхать. Неутомимый Джонатан почему-то очень часто оказывался локомотивом, а я вылезал на смену рядом с ним.

— Алекс, ты сегодня едешь лучше, чем в первый день!
— Вряд ли действительно лучше, но это нормально для меня — в последний день ускоряюсь, организм такой.
— Ну ладно, давай вон тех ребят выгоним вперёд, пусть поработают!

Наш длинный поезд собирал всех желающих, но двигался довольно бестолково: основная масса участников явно не умела или не хотела ехать в группе, как положено. Через какое-то время Джонатан с Эндрю ушли в отрыв, я немного упёрся и догнал их — дальше поехали втроём, это уже было труднее, и я начал уставать. За несколько километров до конца этапа я понял, что пора спрыгивать, отпустил ребят вперёд, и тут очень кстати слетела цепь (на ровном месте, я не переключал её), так что пришлось остановиться.

Я, Джонатан (сразу за мной) и другие ребята.

На следующий этап я выехал один. Ветер усилился, и первые километры был почти точно встречным. Мы ехали вдоль канала по плоской равнине без кустов и деревьев, спрятаться было негде. Наконец я увидел, что дорога скоро повернёт под ветер. Это было похоже на спасение.

После поворота ветер стал боковым, а кое-где даже попутно-боковым. Ехать стало заметно легче, и я понял, что колени устали, и пора прекращать упираться.

Удивительная речная машина. Насколько я понял, она убирает водоросли со дна канала.

В Сент-Айвс я приехал с запасом времени в четыре часа — за два предыдущих этапа увеличил запас на два с половиной часа. Стало окончательно ясно, что всё получится: до финиша 120 км, времени полно. И тут я увидел Грэма. Он устал и не хотел ехать быстро, и это очень мне подходило: я искал попутчика, который не захочет гнать.

Предпоследний этап проходил через Кембридж, прямо по главной улице, где все колледжи. Это место настолько красиво, что я даже не стал доставать фотоаппарат. Сюда нужно приехать на день-два и всё вдумчиво обойти и осмотреть, а вот так, как мы, на пятый день супербревета — лучше не пытаться ничего поймать.

Навигатор Гармина, который я включил в качестве эксперимента, решил провести нас по короткому пути и увёл с маршрута. Проехали несколько лишних километров.

Где-то около Торни.

К нам прибилась пара итальянцев, которые ехали без навигации (мапо проблемо) и не знали дороги. Ехали они как-то бестолково, дёргались вперёд-назад, выезжали на другую сторону дороги, а объяснить им ничего не получалось, они по-английски вообще не понимали, и их соседство стало раздражать. К счастью, скоро мы приехали в Грейт Истон и расстались с ними.

И вот начался последний этап. Всего 48 км, рельеф умеренный. Ветер немного утих, и только иногда начинал шуметь где-то вверху, в кронах деревьев. Мы ехали втроём с Грэмом и ещё одним дядей — кажется, из Канады.

— Джентльмены, мы только что проехали середину этапа! Осталось двадцать четыре километра!

Ещё немного, и мы въезжаем в Лоутон, едем по ночным улицам, поворот, ещё поворот — и финиш! В пятый день я проехал 268 км за 14:44 ходового времени, четыре часа провёл на КП — стабильный темп сохранился до самого финиша.

Моя дорожная карточка.

Итоги

Маршрут пройден, несмотря на все опасения и сомнения, и более-менее в соответствии с планом. Я получил массу удовольствия от общения, нашёл новых друзей. Спал, где планировал, еды хватало, отдыхал — показательно, что после финиша я проспал пару часов — и после этого весь день бодрствовал и чувствовал себя прилично. Это значит, что режим был посильным, без перенапряжения.

В пути не возникло ни одной технической проблемы, если не считать немного разладившегося переключения передач впереди. Один раз смазал цепь. Здесь есть доля везения: я видел людей, которые только и делали, что чинили свои колёса. Возил с собой две камеры и покрышку — не пригодились.

После первого раза я сразу понял, что хочу проехать ещё раз. Теперь, после второго финиша — третий раз пока не хочется. В начале рассказа я сказал, что этот супербревет станет последним на ближайшие годы: семья важнее, и на катание целыми днями напролёт у меня нет ни времени, ни желания. ЛЭЛ 2017 стал хорошим завершением серии.

Фотографий я привёз намного больше, чем уместилось в этой заметке, их можно посмотреть в альбоме.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened