?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ronde Aliénor d'Aquitaine

В начале июля я проехал на велосипеде 1200 км по юго-западной области Франции — Аквитании. Подробный рассказ об этом приключении вы найдёте ниже, а если вам лень читать, посмотрите фотографии.

Осенью прошлого года в наш велоклуб (равно как и в другие клубы под эгидой ACP по всему миру) пришло письмо с примерно таким содержанием: «Мы решили организовать новый длинный бревет в Аквитании, приезжайте, будет весело и интересно!» Отличный повод устроить отпуск в Европе, подумали мы, и я начал готовиться. Кроме меня, прокатиться по Аквитании решили ещё два человека из велоклуба «Новосибирск-марафон». Кроме нас троих, больше в России желающих не нашлось.

С первого взгляда на план мероприятия стало понятно, что той безмятежности, что была год назад на LEL, не будет и близко. Во-первых, на большинстве КП нет возможности полноценно поесть. Во-вторых, КП распределены неравномерно, есть пара этапов длиной больше ста километров и четыре — от девяноста до ста, зато в последней трети этапы короткие, не больше семидесяти километров. В-третьих, конечно, Пиренеи: в середине пути нас ждал настоящий горный перевал, да не простой, а двойной: первая вершина на высоте 1474 м, а вскоре за ней вторая — 1710 м. В-четвёртых, французы — такие затейники, устроили вечерний старт. Идея, очевидно, была в том, чтобы первую половину дистанции, причём более сложную, проскочить, не отвлекаясь на бытовые мелочи: первый КП, на котором были предусмотрены места для сна (и по совместительству — первый bag drop), организаторы разместили на отметке 549 км. На деле бревет у большой доли участников прошёл под знаком тотального недосыпа и острой нехватки времени. Но обо всём по порядку.

На этот бревет я поставил себе следующие цели:
- Финишировать. Никаких иллюзий по поводу собственной скорости и рекордов я не питал и понимал, что горы в Европе настоящие, халявы не будет.
- Пофотографировать. У меня были с собой фотоаппарат и видеокамера, а ещё сумка на руле, откуда можно достать фотоаппарат и сделать фотографию, не останавливаясь.
- Проехать с максимально возможным комфортом. Для повышения комфорта я купил две пары мягких хлопчатобумажных шорт и шлёпанцы, и всё это отправил на bag drop: в шлёпанцах я буду ходить в душ, а в шортах — спать.

Про предстартовые дела подробно рассказывать не буду, отмечу только, что организаторы не предусмотрели англоязычного сопровождения всяких речей и объявлений, хотя иностранных участников было довольно много. Речи и объявления я слушал с выражением вежливого непонимания на лице. Впрочем, периодически подходил один из организаторов по имени Жозе, который говорил по-английски и вкратце пересказывал самое важное.

День 1: Старт — Сумулу

Итак, первый день бревета начался накануне вечером. Старт растянулся: каждый участник должен был при выезде поставить печать в карточке, а участников было почти две сотни! Мои одноклубники из Новосибирска имели очень амбициозные планы, поэтому я даже не стал их искать, знал, что они поедут в первых рядах. В отличие от них, я никуда не торопился и стартовал где-то ближе к середине. Выехали из Лё Айана, по велодорожке проехали левобережные пригороды Бордо, с высоченного моста поглядели на город. Велодорожку вскоре пришлось покинуть, а жаль, удобная была, широкая и ровная. Один за другим мы проезжали переходящие друг в друга городки в междуречье Гаронны и Дордони, потом начались виноградники, и вот мы на КП 1, в Сент-Эмильоне. Со старта прошло всего два часа, еды здесь не давали, я поставил отметку в карточке и поехал дальше. Солнце село, в сумерках виноградники остались позади, и начались холмы.

КП 2, Сен-Пьер-де-Коль, два часа ночи. Ресторан «La Marmite» полон велосипедистов. Здесь подают макароны и кофе! Какое счастье, ведь за спиной 170 км, же не манж па… он, дё, труа… а, к чёрту, дайте мне двойную порцию! На этом КП пришлось задержаться, потому что получить еду и наполнить бутылки оказалось небыстрым делом. Всю ораву голодных марафонцев обслуживали буквально три человека. Где-то на кухне был повар, по залу бегала официантка, а за стойкой орудовал, видимо, хозяин заведения, и он как-то умудрялся делать одновременно кучу дел: варил кофе, принимал заказы, отдавал указания, принимал оплату и выдавал сдачу, а ещё иногда выбегал в зал и разносил еду, и собирал грязную посуду, и при всём этом постоянно с кем-нибудь разговаривал.

Наконец все необходимые дела сделаны, и опять я еду в темноте с холма на холм, глядя на линию на экране навигатора. Следующий этап был коротким, всего 45 км, и вот я на КП 3 в Бадфоль д’Ане, в ресторане «Les Tilleuls». Здесь тоже кормят, среди прочего подают чесночный суп. Интересно, взял попробовать — и остался в совершенном недоумении. Как это вообще есть можно? Натурально, вода с чесноком. Больше нескольких ложек осилить не смог. Поехал дальше. Снова бесконечные холмы и деревни, похожие одна на другую, как будто составленные из одних и тех же кусочков, только в разном порядке.

КП 4 в Монпазье, куда я приехал вскоре после полудня, запомнился оригинальным расположением: на самой настоящей средневековой площади, вымощенной брусчаткой и окружённой старинными зданиями. Правда, еды тут было мало — какие-то кексы и кофе. И на том спасибо. Ходить по брусчатке в велотуфлях неудобно.

Ещё 62 км холмов и деревень, и я на секретном КП 1 в городке Пресса. Здесь впервые был душ, и я решил устроить полноценный привал. Помылся (очень приятно), вздремнул немного (всё-таки уже больше суток без сна), выпил кофе, закусил кексом. Начал собираться дальше и, выходя на улицу, увидел вывеску: «Кафе». Поесть нормальной еды очень хотелось, ведь до следующего КП целых 109 км, а с придорожными кафе в этой удивительной стране как-то туго, до сих пор я не видел ни одного. Тут подъехал один товарищ, с которым мы впервые пересеклись ещё до старта, а потом виделись на каждом КП и успели проникнуться взаимной симпатией: улыбчивый азиат, говорящий по-английски. Эй, вон там кафе, пошли поедим? О, конечно, сейчас я только в душ забегу!

Товарищ забежал в душ, и мы пошли обедать. Оказалось, что еды в этом кафе никакой нет, если не считать сэндвичей с салями и маринованными огурцами. Лучше, чем ничего, конечно. А товарища зовут Патрик, он очень устал и хочет добраться до следующего КП, чтобы там лечь поспать.

Тут в разговор вступил весёлый толстый господин, сидящий за соседним столом. Он нам сообщил, что поедем мы по равнине, если не считать небольшого куска пересечёнки в начале и одного или двух холмов посередине. Эта новость нас очень обрадовала: всё-таки холмы за 350 км успели поднадоесть, а по равнине-то можно покататься с ветерком! Я сказал Патрику, что если там и правда такое счастье, то я потаскаю его на колесе. Потом к нам присоединился ещё один парень, имени которого я не запомнил, и из Прессы мы выехали втроём.

Оказалось, ребята вымотались и не едут даже в сравнении со мной. Какое-то время мы плелись вместе, надеясь, что вот этот холм — уж точно последний перед обещанной равниной, потом нас накрыл ливень, и всё-таки мне пришлось их оставить и ехать дальше одному. Равнина так и не началась, и я вспоминал несчастного Патрика и весёлого господина из кафе. Хотел ли он пошутить, или просто говорил о какой-то другой дороге?

Гренад-Сюр-л’Адур, КП 5. Здесь тоже ресторан, чем-то кормят, но чем, не запомнилось. Сюда я приехал после полуночи, за спиной было 477 км и больше 30 часов без сна, если не считать полчаса на предыдущем КП. Мысль в голове была одна: добраться до Сумулу, а там душ, еда и сон в удобной одежде.

72 км до КП 6 в городке Сумулу показались довольно долгими, очень хотелось спать, но меня спас пожилой француз, говорящий по-английски. Он ехал медленнее, чем я мог бы ехать один, но мы разговаривали, это отгоняло сон, и я решил пожертвовать небольшой долей времени. К тому же у меня заболели связки в левом колене, их стоило поберечь. Изотоник с кофеином почему-то оказался едким и драл горло, так что много его пить не хотелось. Наконец мы добрались до Сумулу. Я принял душ, чего-то поел. Сколько у меня времени в резерве? Не так уж много. Принял решение поспать полтора часа и отключился.

День 2: Сумулу — Андай

Второй день оказался довольно затратным в материальном плане. За один урок (страхуй себя сам) мне пришлось заплатить двойную и довольно высокую цену. Сначала я потерял видеокамеру, а потом едва не лишился обуви. Если первое было очень досадно, но хотя бы ехать не мешало, то второе едва не поставило крест на оставшейся части бревета. Но обо всём по порядку.

Утро началось с завтрака и принятия дозы Нурофена: правое колено немного побаливало. Стартовал вместе с группой американцев, но они, едва выехав из городка, свернули на боковую дорожку делать фотографии, и я их оставил.

С видеокамерой всё получилось просто и глупо. У меня была GoPro, которую я приделал на руль, и в первый день сделал несколько записей. Утром в Сумулу она была на месте, только на неровностях как будто болталась немного, чему я не придал должного значения. Потом началась особенно щербатая дорога, которую я проехал, громко… э-э-э… желая вслух, чтобы… чтобы это больше не повторилось, вот! А когда захотел записать очередной живописный подъём, увидел, что камеры нет. Похоже, пластмассовый держатель камеры надломился вчера, а сегодняшняя плохая дорога его добила. Возвращаться и искать было поздно. Городок с плохой дорогой назывался Не, в нём мы пересекли реку Гав де По. После этого дорога пошла вверх, на знаменитые перевалы Де Сулор и д’Обиск.

Перевалы эти знамениты тем, что на них то и дело проводятся этапы велогонки Тур-де-Франс. Когда мы готовились к бревету, то прикинули, что по профилю они похожи на перевалы в Горном Алтае. По тем местам я месяц назад прокатился, хоть и в более простом направлении, и думал, что к Пиренеям теперь готов. О самонадеянность, тебе я песнь пою. Одно дело — десять километров крутого подъёма на свежие ноги и голову, и совсем другое — когда двое суток не спал и проехал 600 км.

Но какая же тут красота! Фотографии не передают величия панорамы, равно как и ощущения, которое испытываешь, стоя на узкой обочине, которая заканчивается многометровым обрывом безо всякого ограждения. Козы и коровы звенят колокольчиками. Велосипедисты носятся вверх-вниз, свежие и красивые, не то что некоторые.

60 км от Сумулу до КП 7, который располагался в кафе на втором перевале, я ехал пять часов. Самые крутые участки подъёма прошёл пешком — перегружать колени из принципа не было ни желания, ни смысла. На КП я опоздал на полтора часа. Впрочем, такие проблемы были у очень немалой доли участников, и печать в дорожной карточке все мы получили. Ладно, раз уж нас не дисквалифицировали, надо подкрепиться. Обед был отменным, только я не очень его запомнил. Мясо с картошкой и, кажется, яйцом. И вкусный холодный сок.

С перевала я спускался, если верить записи навигатора, около получаса. Дорога петляла по ущелью, настолько узкому и извилистому, что навигатор то и дело терял спутники. Тормозить приходилось настолько интенсивно, что к концу спуска заболели руки. Наконец горы расступились, и я оказался на равнине, полого спускающейся всю оставшуюся дорогу до конца этого этапа. Хотя, судя по той же записи, где-то тут я набрал километр высоты. Странно.

На равнине было довольно жарко и душно, и меня снова начало срубать в сон. Я как раз ехал по отличной дороге: по два ряда в каждую сторону, посередине разделительная полоса, а на обочине газончик, чистый и уютный. Он будто звал прилечь отдохнуть, и в конце концов я сдался, но это оказалось плохой идеей. Каждую минуту рядом останавливалась машина, и оттуда интересовались, жив ли я. После третьей машины спать расхотелось, и я поехал дальше. А вскоре начался сильный дождь, и я порадовался, что не остался валяться на газоне: там совершенно негде было укрыться.

На КП 8 в Совтер-де-Беарне я приехал без опоздания, и больше до финиша нигде не опаздывал. Сам КП почему-то не запомнился решительно ничем, хотя цифры говорят, что я там проторчал больше полутора часов. Наверное, голова моя к тому времени была совсем пуста. Вероятно, я снова немного поспал.

Следующий этап длиной 92 км был, наверное, самым фантасмагоричным за всё путешествие. Опять начались крутые и высокие холмы, наступила ночь, и пошёл дождь, временами переходящий в сильный ливень. Какое-то время я ехал рядом с ребятами на тандеме, один из которых сносно говорил по-английски — разговорами отгоняли сон. Остановились у какого-то здания с навесом над сухой асфальтовой площадкой и сели немного поспать. У тандема спустило колесо, и пригодился мой насос — у тех ребят был свой, но что-то с ним было не так. Потом я от них уехал, но помню довольно смутно. Дорога мокрая, пятно света от двух фар едва видно на дороге. Снова ливень, а я на каком-то холме, спрятаться негде. На спусках очень хотелось спать. Мысли о последствиях падения или ухода с дороги на каком-нибудь повороте почему-то не очень бодрили. То и дело встречались городки, в которых я ощущал дежавю: я уже видел этот дом, этот изгиб дороги, этот кольцевой перекрёсток.

Наконец я добрался до КП 9 в городке под названием Андай, которое я не знаю, как склонять, и где приключилась история с туфлями — отчасти анекдотичная, но финал её мог бы быть печальным.

Никто из волонтёров в Андайе не говорил по-английски, но все они очень хотели сделать наше пребывание здесь максимально комфортным. Первым делом мне предложили поспать. Я отказался, у меня в планах было спать в Мимизане, где мои чистые вещи и матрас. Или, на худой конец, в Байонне, дотуда всего 30 км. Лучше покажите мне душ! Окей, вот тебе душ, а после него, может, всё-таки поспишь? Опять отказался, нашёл сухие салфетки и решил хоть немного просушить вещи, особенно туфли. Попутно обратил внимание волонтёров, что как-то у них прохладно, и нельзя ли включить отопление? Волонтёры воодушевились этой идеей и довольно быстро разобрались, как запустить здоровенный тепловентилятор, который я сперва принял за обычный радиатор водяного отопления. И снова они мне предложили поспать, и на этот раз я согласился: раз есть тёплая батарея, можно на ней подсушить обувь, а пока она сушится, вздремнуть! Я сказал волонтёру: окей, дормир квин минут, для верности повторил дважды это «квин минут» и закрыл глаза.

Проснулся я часа через полтора. Ещё не осознав толком, кто я и почему здесь нахожусь, встал и пошёл в холл. Там суетились с очередной группой волонтёры, а ещё шумел тепловентилятор и пахло чем-то то ли жареным, то ли горелым… Тут я всё вспомнил и кинулся к нагревателю! Туфли мои были разогреты так, что их едва можно было держать в руках. На одной туфле оказался повреждён замок, и у обеих расслоились в середине подошвы — к счастью, носок и пятка остались целы, так что в целом туфли остались пригодны к использованию. Но трудно сказать, что бы с ними случилось, если бы я проспал ещё полчаса.

День 3: Андай — Андернос

Из Андайя я выехал почти сухим, более-менее свежим и злым. История с туфлями вывела меня из равновесия, а незапланированный отдых смешал все планы: я-то надеялся добраться до Мимизана, где чистая одежда и мягкий матрас, а теперь это всё не к месту, и у меня снова нет резерва времени. Зачем только я поддался уговорам и пошёл спать? Сейчас бы ехал где-нибудь за Байонной… Правда, наверняка мокрым и засыпающим на ходу. Не так уж всё однозначно.

Необязательный КП в Байонне (он же секретный КП 2) запомнился вкусным супом, который грелся на газовой плите на крыльце заведения и которого я выпил три чашки. А ещё я наконец-то почувствовал, что самое трудное — холмы, перевалы, дожди — осталось позади.

Впрочем, даже по равнине ехать непросто, когда так хочется спать.

На КП 10 в Мимизане я добрался в середине дня. Душ, чистая одежда, суп (очень похожий на лапшу быстрого приготовления). Погода наладилась окончательно, и я с большим облегчением выложил бахилы и шлёпанцы, которые вёз из Сумулу. Нужно двигаться дальше, резерва времени почти нет.

Пила Сюр Мер, КП 11. Ни волонтёров, ни организаторов здесь нет, нужно поставить отметку в каком-нибудь кафе либо сфотографировать свой велосипед у таблички на выезде из города. Вместе с группой других участников делаю и то, и другое. Остальные ребята отправляются искать ресторан, а я еду в Андернос, до которого меньше 40 км.

Андернос, секретный КП 3. Тут орудует классная команда волонтёров: шумная и весёлая толпа друзей-велосипедистов из местного клуба. Они смотрят футбол, рассказывают про двух других русских, которые были тут прошлым утром, и окружают меня заботой: кормят и укладывают спать. Уже засыпая, я слышу, как подтягиваются те ребята, которые искали ресторан.

День 4: Андернос — финиш

Когда я проснулся, то увидел, что небольшой зал уставлен раскладушками, на которых спят участники, приехавшие после меня. Воздух в помещении был такой, что я собрался со всей доступной мне скоростью и вышел на улицу. Позавтракал и поехал; один из волонтёров с удивлением уточнил: неужели я поеду один? Да, я поеду один, куда деваться-то? Впрочем, скоро я оказался в компании двух ребят, а ещё через несколько километров мы встретили американца, который искал компанию, потому что остался без навигации: его Garmin намертво завис. «Обменял» тех двоих, не говорящих по-английски, на одного, с кем мог общаться: разговоры всё-таки очень помогают бороться со сном ночью.

Лакано Осеан, КП 12. Четыре часа ночи, а мы толпой фотографируемся у закрытых дверей казино, чем привлекаем внимание полицейского патруля. Потом к нам выходит дружелюбный охранник с печатью и ставит штампы в наших книжках. Поехали дальше, снова оказались вдвоём с тем американцем и ехали так до рассвета, по пути починили его навигатор, и всё-таки я не выдержал и остановился, чтобы поспать. Двадцать минут в лесу на травке — всё, что я мог себе позволить. Незадолго до конца этапа связки в правом колене вдруг взорвались болью. Как хорошо, что у меня ещё осталась доза Нурофена: этого должно было хватить до финиша.

Монталивье, КП 13. Сюда я добрался за считанные минуты до закрытия, резерва времени снова не было, но оставшиеся два этапа обещали быть совсем плоскими. Меня накормили прекрасным обедом из трёх блюд, дали вина. До финиша меньше ста километров, и всё получится, если ехать аккуратно. В какой-то деревне остановился в кафе подкрепиться свежей выпечкой и колой. Пока сидел, мимо проехали знакомые американцы, чем очень меня удивили: я-то думал, они далеко впереди.

Сент-Ив-де-Медок, КП 14. Газировка и кексы на столе под навесом в каком-то саду — и туалет в винном погребе через дорогу. Начался финальный этап. Виноградники, невысокие холмы, причудливых форм башни — они по всей Франции понатыканы, и везде по-разному выглядят. Опять сделал небольшой привал около булочной, съел пару плюшек, запил газировкой.

И, наконец, Лё Айан и финиш. Я приехал с резервом чуть больше часа. Меня встретили Ксюша, организаторы и кое-какие знакомые: Патрик, оказывается, сошёл с дистанции ещё до середины, приехал сюда на поезде и встречал тех, кто дошёл до финиша.

Поздравления, короткий путь до дома, душ, обед, и я отключаюсь. С перерывами на еду я проспал почти сутки.

Итоги

Я финишировал и пофотографировал. Про комфорт говорить сложно. Камеру и туфли жалко, конечно.

Дороги во Франции хорошие, и лично у меня не было никаких проблем с колёсами, хотя некоторые другие участники пробивались и прокалывались. Французы очень любят кольцевые перекрёстки, и встречаются такие кольца, где сделаны съезды, к которым пока не подведены дороги: задел на будущее расширение дорожной сети. Кое-где проложены велодорожки в стороне от автомобильной дороги, и тогда проезжающие автомобили коротко сигналят: убирайся отсюда! Водители, как правило, очень предупредительны, не обгоняют велосипедиста, если не видят встречную полосу достаточно далеко, и не обгоняют другие машины, если видят встречного велосипедиста. Только однажды мне попался дурак, который вышел на обгон мне навстречу на мою полосу, так что мне пришлось съехать на обочину, и сопроводил свой манёвр грубым жестом. Наверное, он был обижен велосипедистами.

Бревет оказался очень тяжёлым, не в последнюю очередь благодаря некоторым особенностям организации. После финиша я спросил Жозе, почему они решили сделать вечерний старт. Жозе усмехнулся и сказал, что этот вопрос задавали очень многие участники, и в следующий раз, наверное, будет два варианта на выбор: утро и вечер. Надеюсь, они придумают что-нибудь и с едой, потому что ехать три дня на батончиках — это очень своеобразное удовольствие, и к концу бревета не то что смотреть на эти батончики — вспоминать про них было противно.

С погодой нам более-менее повезло, из всех возможных невзгод мы получили только дождь, ни сильных ветров, ни жары, ни холода не было.

С коленом получилось нехорошо. Если бы не Нурофен, я бы до финиша не доехал. Сейчас ничего не болит, но нужно заняться укреплением связок.

Все этапы бревета я выгрузил на Аэробию. Уже после возвращения домой я обнаружил, что мой Garmin испортил часть записанных треков, так что для некоторых этапов доступна только общая статистика.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
my_simple_story
Jul. 23rd, 2014 03:23 pm (UTC)
Оооох, как же круто. Снова невероятно тобой горжусь! Рассказ, правда, жутковатый, что-то есть в нём схожее с Долгой прогулкой Стивена Кинга :)

Виды в горах красивенные, и на океане тоже. А виноградный трактор очень смешной :)
phantom_ghostly
Jul. 23rd, 2014 03:46 pm (UTC)
Прогулка и правда вышла долгая и немного жутковатая, особенно когда ночью едешь с холма под дождём, и никого тут нет, кроме тебя. А про что было у Кинга? Стоит прочитать? Не очень страшно? Я ужасы недолюбливаю, слишком впечатлительный.

Самые красивенные виды были на перевале. Там такой простор вокруг!

А трактор на самом деле человекоподобный. У него эти штуки шевелятся, прямо как руки, и он ими может всякое делать с лозой. И спереди тоже руки есть, только короткие.
my_simple_story
Jul. 24th, 2014 03:25 am (UTC)
Я тоже ужасы не люблю, и весьма впечатлительна) Но Стивен Кинг весьма хорош, а Долгая прогулка была первой его книгой для меня, и до сих пор остаётся самой любимой :)

https://lh4.googleusercontent.com/-wsLHHfPnj3Y/U8-3iyHcZ9I/AAAAAAAAGVk/d2-A5ftdKGI/w1111-h833-no/IMG_5615.JPG - ну вот это, оно же на перевале?) Мне бы там жутко страшно было, такая высотища. Особенно если на велосипеде сидеть, а не пешком идти :) Но красота, конечно, невероятная даже на фотографиях. А в жизни, наверное, вообще.

Про трактор жаль, что нет видео :(
phantom_ghostly
Jul. 24th, 2014 04:33 am (UTC)
То фото ещё не на перевале, а по дороге к нему. Сам перевал совсем не страшный, потому что на нём нет обрывов, он по форме, как седло: слева и справа вершины, а вперёд и назад дорога уходит.

Про трактор я бы снял видео, но камера потерялась, к сожалению.

Edited at 2014-07-24 04:34 am (UTC)
sergey_nechaev
Jul. 23rd, 2014 03:49 pm (UTC)
от он где, железный человек-то! Крут неимоверно!
phantom_ghostly
Jul. 23rd, 2014 04:01 pm (UTC)
Железные люди приехали на финиш на сутки раньше меня.
alsunny
Jul. 24th, 2014 02:30 pm (UTC)
круто-круто!
маньяки... А на вид нормальный человек :)
phantom_ghostly
Jul. 24th, 2014 02:34 pm (UTC)
Re: круто-круто!
Я очень стараюсь, чтобы не было заметно!
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

Deus
phantom_ghostly
Фонтомчег

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars